Пятница
17.05.2024
21:04
Форма входа
Категории раздела
Экспедиция к центру России [1]
Дневник экспедиции к озеру Виви - географическому центру России
Экспедиция вокруг Байкала [2]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Сергей Саблин

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Дневники » Экспедиция вокруг Байкала

    ВОКРУГ БАЙКАЛА

    16 мая 2012 года из Владивостока стартовала комплексная экспедиция Приморского краевого отделения Русского географического общества (Общества изучения Амурского края). За два с лишним месяца члены экспедиции должны обойти, по побережью, озеро Байкал и провести полный учёт водотоков впадающих в «священное море». Кроме пересчёта рек и ручьёв, питающих озеро, членами Дальневосточного экспедиционного центра «Белый дракон» будут проведены этнографические исследования. Основная цель этнографических исследований – субэтнос «байкальские поморы».

    Экспедиция пройдёт маршрутами первых исследователей Байкала: академика Паласа в 1772 году и Яна Черского в 1877 году.

     

    Часть первая

     

    Экспедиция состоялась благодаря помощи администрации города Владивосток и лично мэра города Игоря Пушкарёва, который согласился возглавить Попечительский совет Приморского краевого отделения ВОО Русское географическое общество (Общество изучения Амурского края).

    Приехав в республику Бурятия члены экспедиции отправились в Иволгинский дацан, где находится настоящая буддистская святыня – нетленное тело XII Пандито Хамбо Ламы Д.Д. Итэгилова. В эти дни исполнялось 160 лет со дня рождения этого великого человека и по этому поводу, в дацане, был организован Фестиваль духовной и материальной культуры. Подарком великому ламе стали конкурсы музыки, детских рисунков, обрядов бурят и поэтический турнир.

    Совершенствовать ум и душу, дарить свое творчество от чистого сердца, без зависти и гордыни. К этому призывали священнослужители людей искусства. А чтобы фестиваль достиг своей цели, его начали с мистерии Цам. Ведь это удивительное театрализованное действо ведет к просветлению, умиротворяет сердце и нейтрализует злых духов.

    В Бурятии, последний раз цам в масках проводился 83 года назад в Тамчинском дацане – тогдашней резиденции глав буддистов России. И вот в дни празднования 350-летия вхождения Бурятии в состав российского государства, в прошлом году, ламы тантрического дацана Калачакры (Дуйнхор дацана) впервые, в современной истории Бурятии, провели мистерию цам. Специально для помощи в постановке этого ритуального танца был приглашен мастер – знаток обряда Агван Жамцо багша из монастыря «Нямжал» резиденции Далай-ламы XIV. Кстати, исторически цам в той версии, которая традиционно использовалась в Бурятии до революции и была возрождена сейчас – так называемый Чойчжал, – впервые ввел в тибетском монастыре Нямжал Далай лама VII Кэлсанг Гьяцо в XVIII веке.

    Эта же версия Цама, так называемый, Цам догшитов, был повторён и на фестивале Итэгилова.
    Основатель мистерии цам – лама Чопелу Сонгпо. Буддисты говорят, что он увидел божества, исполняющие причудливый танец, во время медитации. Лама запомнил каждое движение, а потом вместе с учениками воссоздал один из главных и ярких буддийских обрядов. До революции их ставили только в четырех бурятских дацанах: Анинском,  Тамчинском, Эгитуйском, и Янгажинском. В Бурятии этот вариант цама чаще назывался цамом докшитов, так как главные действующие лица в нем докшиты (на санскрите: дхарма-пала) – хранители буддийской веры в их гневном воплощении. Один из основных действующих лиц показанного цама – быкоголовый Чойчжал (он же Эрлик-хан, владыка подземного мира и хозяин смерти), является гневным проявлением бодхисатвы мудрости Манжушри. «Как Манжушри отсекает неведение, так и его гневное проявление отсекает такие отрицательные качества, как гнев, неведение, привязанности, неправильные взгляды», – пояснил Агван Жамцо багша.
    То, что во время цама каждому ритуальному танцу учитель давал разъяснения, во многом помогало тысячам собравшихся понять происходящее. Возможно, поэтому никто не воспринимал с боязнью такой специфический с точки зрения европейского человека, танец четверых хранителей кладбищ. Большой прилив позитивных эмоций вызвала танцевальная комедийная пантомима в исполнении Белого Старца (по-бурятски Сагаан Убугуун). Он является владыкой земли, хранителем пастбищ и стад, дарит людям долголетие. Партию Белого Старца исполнил  настоятель Дуйнхор дацана лама Буда Цыденов, в конце выступления еще и  благословивший всех собравшихся. Буда лама пояснил, что в этот день был показан короткий вариант мистерии – действо длилось всего два с половиной часа, в нем приняло участие тридцать лам. Полный вариант ритуального представления длится обычно более восьми часов и в нем бывает задействовано до ста священнослужителей.
    Ламы говорят, что увидев хотя бы однажды мистерию цам, человек нарабатывает благие деяния, которые помогут ему обрести лучшее перерождение в следующей жизни. Теперь у жителей Бурятии возможностей улучшить карму будет больше, чем у представителей других российских регионов: предполагается, что мистерия цам станет ежегодным обрядом.

    На фестиваль приехали творческие люди из Бурятии, Агинского бурятского округа и Монголии. С 10 часов утра и до поздней ночи они преподносили святому свое творчество.

    Алла Балданова - артистка ансамбля ветеранов «Гуламта» (село Агинское Забайкальского края): «Мы сами приезжали участвовать, молиться Хамбо-ламе, и вот когда такое мероприятие, это же великий, большой праздник!»

    Геннадий Айдаев - мэр Улан-Удэ: «Эти годы показали, каждый из нас чувствует такую потребность, приезжает сюда не только из разных уголков нашей России, но и из разных уголков мира, потому что они хотят увидеть феномен человека, который перевернул наше сознание, перевернул наше представление о мире. И заставил задуматься о вечности, о своей душе».

    Яркий сплав светского и духовного, фестиваль «Подношение десяти драгоценностей» будут проводить каждые 2 года.

    А на следующий день нас ожидали ещё более захватывающие открытия: посещение гуннского городища и шаманского ритуала посвящения Шандру.

     Гуннское городище — комплекс древних построек, состоящий из нескольких десятков домов, находится всего лишь в 15 километрах от центра Улан-Удэ, в Иволгинском районе, на берегу Селенги.
    — Крупные гуннские города стояли по Селенге, где водопой, хорошая трава. В городах были ремесленники, мастера-дарханы делали оружие, шла меновая торговля... Большие грузы отправляли по реке, для этого строили длинные лодки. Зачем верблюдов отправлять, если есть энергия реки? — говорит Олег Булутов, председатель Гуннского международного фонда.
    Государство гуннов в свое время было одним из самых мощных в мире. Оно соперничало — а по отдельным параметрам превосходило — с Римской империей, успешно воевало с последней. Гунны причастны к крушению Рима. Также эти кочевники инициировали великое переселение народов, изменившее политическую карту Европы. Гунны оставили глубокий след в истории. Выйдя из Центральной Азии в пик своего могущества, гуннские вожди объединяли территорию от Тихого океана до центра Европы.
    В целом археологии, исследующей гуннов в Бурятии, уже больше ста(!) лет. В 50-е годы Иволгинское гуннское городище исследовала археолог Давыдова. Она применила новый способ раскопок, обнаружила 51 дом в центральной части городища, провела раскопки гуннского кладбища — 220 могил исследовала. Находки были. Сейчас все эти находки — в Институте антропологии, в спецхране, не для широкого доступа. Все, что найдено, увезли, разбросали по коллекциям в разные институты, спрятали в подвалы и никогда не вытаскивали. Что-то оставили в Улан-Удэ.
    В новое время исследования истории гуннов возобновились лишь в 2008 году, после сорока лет забвения. Но как возобновились? Памятник федерального уровня исследуют на энтузиазме активистов. Перед учеными расстилается непочатый край работы. Даже мы, посетив гуннское городище «краем», нашли несколько осколков древней керамики, датированной 2 веком д.н.э. – 1 веком н.э.!!!
    Уже разработан проект создания Гуннского национального парка. Планируется создать полную реконструкцию жизни эпохи гуннов. Вплоть до содержания домашних животных и волкодавов, сопровождавших гуннские обозы в пути. Турист, зашедший в реконструированное поселение, получит эффект «полного погружения» в тот мир. На месте все будет как во времена легендарного Аттилы.

    Дальше нас ждал шаманский обряд посвящения Шандру.

    Как не странно, но современные шаманы Бурятии, Сибири, Дальнего Востока, Южной и Северной Америк, Африки и Австралии обладают поразительным сходством ритуалов и миропонимания, как между собой, так и со своими предками - предшественниками.

    Слово "шаман" пришло из языка Эвенков и означает "тот, кто знает". В мире шамана все - живое, все содержит не только видимую часть, но и невидимую. Мир шамана - это мир духов и чтобы получить доступ к этой части мира, шаман входит в особое состояние сознания по своей воле.

    Шаман во время камлания (от бурятского слова кам - шаман) одевает специальный костюм, который в своем наиболее древнем виде очень напоминает костюм тотемного животного или основного духа-покровителя шамана.

    Несмотря на продолжительные гонения шаманов и повсеместное забвение шаманизма, местному населению удалось сохранить не только знания о шаманских обрядах, но и веру в духов. На берегах Байкала сохранились потомственные шаманы, имеющие шаманский корень - "утха" в пятом и даже девятом колене. Из поколения в поколение сибирские шаманы, несмотря на все запреты, передавали "из уст - в уста" родословные предания и легенды, древние шаманские практики, искусство лечения населения природными средствами и травами, умение входить в шаманское состояние - "впустить онго" и способность видеть и общаться с духами. Точно так же, как и тысячу лет назад, сегодня они обращаются с призывом к духам: безошибочно произнося "дурдалгу" (шаманскую молитву), и выполняя традиционную последовательность действий обряда. Большинство современных бурятских семей, так или иначе, соприкасаются с шаманами, знают их имена и адреса, приглашают шаманов для лечения родственников, верят в душу и просят шамана вернуть её, если в процессе жизни её теряют. Без души, говорит шаман, человек может прожить не больше трех лет.

    Попасть на этот сложнейший ритуал очень не просто, но оно того стоит. Наблюдать шаманский обряд очень волнительно. Длится он три дня(!) и всё это время шаманы проводят практически безостановочный ритуал. Жаль, что у нас оставалось мало времени – на следующий день нас ждал путь на побережье Байкала, на то место, откуда должна была стартовать наша кругобайкальская экспедиция.

    Свой первый закат на Байкале мы увидели в Гремячинске. Впереди ещё два месяца пути…

    Категория: Экспедиция вокруг Байкала | Добавил: Аурангзеб (01.07.2012)
    Просмотров: 763 | Комментарии: 1 | Теги: экспедиция, Итэгилов, буддизм, ламы, дацан, цам, Лама, байкал, фестиваль, Святыня | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Яндекс.Метрика